RYANAIR

На европейском рынке ирландский лоукостер Ryanair занимает ведущие позиции в области бюджетных перевозок. Его услугами ежегодно пользуются десятки миллионов пассажиров, которых привлекает стоимость авиабилетов. В зависимости от условий цена начинается от 10 Евро (бывают и предложения по еще более низкой стоимости), превращая самолеты авиакомпании в воздушный аналог маршрутного такси. На территории бывшего СССР Ryanair успел прочно обосноваться в Прибалтике, а с 2017 года активно осваивает украинский рынок. Уже сегодня жителям страны доступны прямые вылеты из Киева и Львова по маршруту Варшава, Лондон, Дюссельдорф, Барселона и др.

Успех компании обусловлен экономичной политикой. Свою деятельность она начала в 1984 году, оперируя на региональных линиях Ирландии. Основателем стали два миллионера Тони и Крис Райан (в честь которых оператор получил свое название) и их компаньон Лиам Лонерган, владевший туристической фирмой. Они сумели уловить настроения европейского потребителя, нуждавшегося в дешевых авиабилетах, и меньше чем за 10 лет трансформировали свое «детище» в гигантскую авиакомпанию, действующую по всему Евросоюзу.

В первые годы проект казался провальным, поддерживаясь на плаву личными средствами миллионеров. Все изменилось с приходом Майкла Олири, генерального директора, внимательно следившего за деятельностью американских операторов. В Штатах авиакомпании ориентированы на широкий охват населения, предлагая дешевые авиабилеты. Из-за этого США стали первой страной, где авиация потеснила железнодорожные перевозки. Алгоритм местных лоукостеров звучит как: «перелет и ничего лишнего», предполагая непритязательность пассажиров, заинтересованных исключительно в быстрой доставке к месту назначения.

 

С нуля до «номера один»

 

Вторым фактором успеха стала кардинальная замена технического парка с упором на один тип самолетов Боинг 737, что позволило существенно сократить эксплуатационные расходы. Впоследствии, когда Нью-Йоркский ВТЦ подвергся воздушной атаке, и всеобщая паника сократила объем перевозок, предприимчивые ирландцы воспользовались кратковременным снижением цен. Тогда у концерна Боинг было закуплено 100 самолетов, которые используются до настоящего времени, притом что их стоимость выросла в несколько раз.

Спустя год с начала деятельности Майкла, перевозчик получил прямой доход, а затем постоянно наращивал присутствие на европейском рынке. К настоящему моменту Ryanair является первым лоукостером Европы, а в мире уступает только американскому оператору Southwest, бизнес модель которого и позволила Ryanair выйти в лидеры. Каждый год открывается новая база и 4 — 5 маршрутов, причем само появление ирландского перевозчика становится знаковым событием. Оно подтверждает достаточный поток пассажиров, поскольку лоукостер не работает на убыточных линиях.

Рентабельность базируется на нескольких факторах, ведущую роль среди которых играет контроль расходов. Для этого Ryanair пользуется второстепенными аэропортами с дешевым перечнем услуг. Авиабилет предполагает только перелет, все остальные услуги пассажиры получают на платной основе. Топливо приобретается заранее по оптовой стоимости, исключая дополнительные расходы. Наконец, компания первой приходит в страны, заявившие о вступлении или ассоциации с Евросоюзом. Снятие визовых ограничений дает мощный спрос на перевозки и здесь Ryanair первой «снимает сливки».

Топ-менеджмент лоукостера не намерен останавливаться на достигнутом и уже сегодня ведет переговоры о новых маршрутах и расширении сети. Особый интерес оно вызывает у жителей постсоветского пространства с традиционно заоблачными ценами на авиабилеты. Пока ирландцы «протаптывают дорожку», местным жителям имеет смысл обратить внимание на аккредитованного брокера Aviav TM (Cofrance SARL). Компания предлагает частные перелеты в Европу и другие услуги, радуя клиентов низкими ценами и безукоризненным сервисом.